Энциклопедический словарь
О́рганы ре́чи - различные части человеческого организма, участвующие в образовании звуков речи. Активные органы речи - язык, губы, мягкое нёбо и др., пассивные - зубы, твёрдое нёбо, полость носа.
* * *
ОРГАНЫ РЕЧИ - О́РГАНЫ РЕ́ЧИ, различные части человеческого организма, участвующие в образовании звуков речи. Активные органы речи - язык, губы, мягкое небо и др., пассивные - зубы, твердое небо, полость носа.
Большой энциклопедический словарь
ОРГАНЫ РЕЧИ - различные части человеческого организма, участвующие в образовании звуков речи. Активные органы речи - язык, губы, мягкое небо и др., пассивные - зубы, твердое небо, полость носа.
Лингвистика
О́рганы ре́чи -
речевой, или произносительный, аппарат, органы человека с различной
физиологической функцией, которые используются и для образования звуков речи. О. р. делятся на 2 группы:
органы дыхания (лёгкие с бронхами и трахеей), создающие необходимую для
образования звуков струю воздуха; органы, непосредственно участвующие
в звукообразовании, - активные (подвижные), способные менять объём и
форму речевого тракта и создавать в нём препятствия для выдыхаемого
воздуха, и пассивные (неподвижные), лишённые этой способности. Движение
активных О. р. при образовании звуков называют артикуляцией звуков, а соответствующие им
характеристики звуков - артикуляционными или артикуляторными
характеристиками.
К активным О. р. относятся:
гортань, состоящая из перстневидного, щитовидного и двух
пирамидальных, или черпаловидных, хрящей и двух пар мышечных складок, из
которых нижняя называется истинными голосовыми связками или складками,
верхняя - ложными. Задний конец каждой из истинных голосовых связок
соединен с одним из черпаловидных хрящей, передние концы сходятся во
внутреннем углу щитовидного хряща; пространство между голосовыми
связками называется голосовой щелью. Благодаря колебаниям голосовых
связок под воздействием выдыхаемого воздуха возникает тон, именуемый
голосом;
глотка, которая может сужаться и расширяться;
язык, способный выполнять разнообразные движения; в зависимости от
того, какая часть языка принимает участие в образовании звуков,
различают его переднюю, среднюю и заднюю части;
губы, способные выполнять различные артикуляции;
нёбная занавеска с так называемым маленьким язычком, или увулой,
которая, поднимаясь, закрывает ход в нос и отделяет таким образом
носовую полость от глотки; при опускании она оставляет проход в эту
полость открытым.
Лингвистические термины
Различные части человеческого организма, участвующие в образовании звуков речи (речевой аппарат).
Органы речи активные. Подвижные органы, производящие основную работу, необходимую для образования звука: язык, губы, мягкое нёбо, маленький язычок, надгортанник. Органы речи пассивны е. Неподвижные органы, неспособные к самостоятельной работе и при образовании звуков служащие точкой опоры для активных органов: зубы, альвеолы, твердое нёбо, глотка, полость носа, гортань. В качестве движущей силы при образовании звуков (для получения струи воздуха) используются диафрагма, легкие, бронхи, трахея.
Педагогическое речеведение
Органы речи - органы человека с различными по происхождению и назначению физиологическими функциями, использующиеся для образования звуков речи. О. р. делятся на две группы : О. дыхания (легкие с бронхами и трахеей); О. звукообразования - активные (подвижные), способные менять объем и форму речевого тракта и создавать в нем препятствие для выдыхаемого воздуха, и пассивные (неподвижные), лишенные этой способности.
Активные О. р.:
1) гортань с голосовыми складками;
2) глотка, которая может сужаться и расширяться;
3) язык, способный принимать самые разнообразные формы и совершать сложные движения;
4) нёбная занавеска с маленьким язычком, которая, поднимаясь, закрывает вход в нос;
5) губы, способные изменять формы и размеры устья речевого тракта;
6) нижняя челюсть, положение которой существенно влияет на окраску звука.
Эти О. могут сближаться и соприкасаться с пассивными О. (трахея, верхняя челюсть, полости носа), а также между собой, создавая преграду для выдыхаемой струи воздуха. В месте преграды создается источник шума, необходимого для образования согласных. Полость носа служит резонатором, включение которого придает звуку носовой характер. О. р. связаны с речевыми зонами коры и подкорковыми образованиями головного мозга двумя путями :
1) центробежными нервными волокнами, несущими импульсы головного мозга к дыхательным мышцам, мышцам гортани, языка, губ, нижней челюсти и других О.;
2) центростремительными нервными волокнами, берущими начало в рецепторах всех мышц речевого аппарата и сигнализирующими в головной мозг о состоянии периферических О. Благодаря этой системе прямых и обратных связей обеспечивается формирование звуков речи и голоса.
Лит.: Зиндер Л.Р. Общая фонетика. - М., 1979; Сорокин В.Н. Теория речеобразования. - М., 1985; Фланаган Дж. Анализ, синтез и восприятие речи. - М, 1968.
А.А. Князьков
Методические термины
О́РГАНЫ (от греч. organon - орудие, инструмент) РЕ́ЧИ.
Различные части человеческого организма, участвующие в образовании звуков речи (речевой аппарат). О. р. образуют произносительный аппарат человека, работа которого определяется командами, поступающими из мозга. Выделяют активные О. р. (подвижные органы, производящие основную работу, необходимую для образования звука: язык, губы, мягкое небо, маленький язычок, надгортанник) и пассивные (неподвижные органы, неспособные к самостоятельной работе и при образовании звуков, служащие точкой опоры для активных О. р.: зубы, альвеолы, гортань). В качестве движущей силы при образовании звуков (для получения струи воздуха) используются диафрагма, легкие, бронхи, трахея. При овладении иноязычным произношением постановка О. р. является необходимым промежуточным этапом работы. См. также речевой аппарат.
Полезные сервисы